ЦЕНТР ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И ПРОГНОЗА
ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

109017, Москва, Б. Ордынка, 32                    Тел.: (095) 950-35-66, факс: (095) 959-34-47

Исх. № 163 от 5 января 2004 г.

О ПРИЧИНАХ АВИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
И СПОСОБАХ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Автор, имевший первую специализацию в авиации (моторист летно-испытательной станции КБ Яковлева с 1942 по 1945 гг.), столкнулся с технологическими авариями, как на собственном опыте, так и в ходе выполнения уникальных гелиеметрических исследований (1948–1996 гг.). В первом случае имеются в виду две аварийные ситуации, пережитые лично автором на бортах самолетов Як-18 (1945 г.) и Ан-2 (1955 г.); во втором — в результате фундаментальных работ в области наук о Земле.

Главной особенностью ХХ века в академических науках о Земле явилось постепенное укрепление представлений о её однородности и статичности (библейская концепция «неколебимой каменной тверди»). В качестве апофеоза таких знаний в середине XX века академики О.Ю. Шмидт и Л.Д. Ландау создали математическую модель «гидростатической Земли — капли в невесомости». Земная кора по этой концепции считалась однородной; все процессы в литосфере, гидросфере и в атмосфере рассматривались чисто с механистических позиций; происходящие иногда землетрясения, извержения и другие катастрофические процессы понимались как последние конвульсии умирающего организма — «старушки-Земли». В целом всё, якобы, строго отвечает Второму началу термодинамики — энтропии с рассеянием тепла и разрушением сложных систем, вплоть до «тепловой смерти Вселенной». На такой основе в XX веке реализовались прикладные технологические задачи, где отдельные аварии списывались, как правило, на «стрелочника», или на случайность.

Однако, при выполнении уникальных гелиеметрических исследований, начатых в 40-х годах в ходе реализации известного Атомного проекта (создание отечественной атомной бомбы), где инертный газ гелий был индикатором для поисков месторождений урановых руд, все эти представления стали входить в полное противоречие с фактом[1]. В результате диффузионную модель миграции гелия из недр к поверхности пришлось заменить более динамичной — фильтрационной. После регистрации научного открытия № 68 (Госреестр открытий, М., 1969) и начала режимных наблюдений с целью прогноза землетрясений (1976 г.), нам, уже по программе безопасности атомных электростанций, пришлось сделать вывод о полном несоответствии строения Земли общепринятым представлениям.

С 1986 г. (Чернобыльская катастрофа) началась подготовка к самому сложному — доказательству наличия высокочастотной геодинамики с вариациями от недель до часов и десятков минут. Ранее время реализации геодинамических колебательных процессов оценивалось в годы, десятилетия и века (рис. 1)[2]. Дополнительную информацию удалось получить в смежных организациях, в первую очередь от И.П. Копылова (кафедра космической электромеханики МЭИ). В начале 90-х годов в результате обобщения полученной информации удалось сформулировать следующие положения:

1) Земля имеет мантийные каналы, по которым происходит сброс накопленной излишней энергии в Космос;

2) Земля является униполярным электромотором, периодически работающим в режиме МГД-генератора. В первом случае внешняя энергия потребляется, во втором случае она сбрасывается;

3) Земля имеет структуру сложно построенного кристалла (икосаэдра–додекаэдра). При том известно, что кристалл является единственной физической сущностью, структурирующей хаос. В частности кристаллические структуры воздействуют на «плоские» физические фронты, ослабляя их на плоскостях и резко усиливая на вершинах;

4) В отличие от упомянутой выше «безответной каменной тверди» следует вывод, что Земля является предельно энергонасыщенной, высокоорганизованной и негэнтропийной сущностью, отвечающей по всем признакам живой системе. Анализ более 20 технологических катастроф свидетельствует о высшей степени их организации, исключающей случайность (рис. 2).

Оказалось, что при столь сложном строении Земли абсолютно преобладающее время (и пространственно) мы живем в условиях штиля (фона), где незначительные вариации всех физических полей и сред не превышают трех стандартных отклонений (сигм). Однако когда-то, в определённом месте и времени, возникает аномальная ситуация. Интенсивность вариаций при этом увеличивается на многие порядки (Роспатент № 2030769). Воздействие комплексное (электромагнитные, гравитационные, акустические и другие компоненты), а также кумулятивное (один фактор усиливает другой). В результате рвется наиболее слабое звено общей сложной технологической цепи, куда как составляющая, входит и человек (оператор, машинист, пилот и др.). Ещё раз обращаем внимание, что рассматриваемое аномальное физическое воздействие локальное (вплоть до прожекторного и даже лазерного эффекта) и кратковременное.

Закономерен вопрос о запасе прочности. Факты показывают, что нарабатывавшаяся в веках именно для фоновых условий прочность любых технологических устройств (начиная с колеса телеги) вполне достаточна — это минимум трехкратный запас. Для аномальных же условий, ни о каком запасе прочности речи быть не может вообще. Дело в том, что согласно множеству инструкций любые точные измерения должны производиться только в штилевой ситуации (принцип устранения помех). В качестве примера приведем хотя бы требования к выполнению высокоточного нивелирования. Тем более никто не выполняет программы повышенного риска при сильном ветре, грозе и тому подобном, А именно усиление ветра является первым признаком возникающей аномальной ситуации. И вообще, аномальная ситуация — это буря, ливень, буран, землетрясение и пр. Вот почему современные сложные технологии остаются от природных аномальных процессов абсолютно незащищенными. Как следствия комплексных кумулятивных воздействий — замыкания, возгорания, взрывы и патологические реакции (в первую очередь сердечно-сосудистые и мозговые). Последние реализуются в том случае, если наиболее слабым звеном системы оказывается человек (Роспатент № 2030769).

Рассматриваемая проблема не столь праздная, как это до сих пор многие полагают. Например, в упомянутой геодезии до последнего времени считали, что годичные вертикальные движения в сопряжениях тектонических блоков на Русской платформе не превышают ±2–4 мм. Однако оказалось, что эта величина ни что иное, как суммарный результат большого числа движений, накапливающихся в течение года — то есть временного интервала измерений. Разовые же кратковременные деформации, происходящие именно (и только) в аномальных условиях, достигают на базе 100 м десятков сантиметров и даже метров. Эти результаты были получены с помощью постоянно работавшего с 1976 по 1993 гг. деформографа (лазерного интерферометра), входившего в комплекс исследований на уникальном полигоне Чашма-Пойен[3]. Именно при таких явлениях происходят не столь уж редкие катастрофы деформационной природы.

Особое значение для авиации имеют атмосферные процессы. Как выше упоминалось, в современной «классической» метеорологии главным фактором формирования погоды является механический перенос влаги и тепла. До сих пор говорят так: «Циклон, сформировавшийся над Атлантикой (или в Средиземном море) принесёт дожди, изменится температура, понизится давление. А далее, в рубрике «погода и самочувствие» говорится: понижение давления приведёт к уменьшению парциального давления кислорода в крови... Пользуйтесь предписаниями врача».

Подобная информация даже близко не соответствует действительности. Приведём такой пример. В салоне поднимающегося современного авиалайнера, несмотря на приспособления для наддува струёй встречного воздуха, давление много ниже, чем в любом циклоне на Земле. При этом пассажиры чувствуют, как закладывает уши. Однако никто в обморок не падает и голова от этого не болит. В другом случае, при опускании горняков в клети на глубину до 2–3 км, давление возрастает много более чем в любом антициклоне. И опять, кроме закладывания ушей, что устраняется импульсами глотания, никакие пагубных последствий нет. Специальные же медицинские исследования свидетельствуют о наличии большого «запаса прочности» организма на изменения парциального давления кислорода в крови. Например, даже при 12 % кислорода в шахте (личные наблюдения автора — горного инженера-геолога по третьей специальности), когда уже не зажигаются спички и не горят папиросы, горноспасатели сохраняют ещё полную физическую силу и все умственные способности.

Но вернёмся к физике атмосферы. Балансовые расчеты показывают, что циклон, который возник в Атлантике и идет на восток, поливая в поперечнике полосу шириной в 500–1000 км и длиной 10–12 тыс. км, обязан в месте зарождения многократно состоять из чистой воды (весь его объём), а температура в нем при зимнем режиме обязана достигать миллиона градусов. Разумеется, что это абсурд. Абсурд на том же уровне, как «классическая» метеорология объясняет природу Эль-Ниньо, когда пишут, что «ускорения или замедления вращения Земли определяются изменениями силы дующих ветров». Это то же самое, как сказать, что ветер дует потому, что качаются деревья[4].

Для авиации реальные атмосферные процессы особо опасны в двух видах — это сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха, возникающие в совокупности именно в аномальных случаях, и внезапное образование тумана по трассе полета, особенно при посадке.

Первый эффект, под названием «нисходящих и восходящих атмосферных взрывов», был описан японским метеорологом А. Фудзитой ещё лет тридцать назад. Скорость ветра в таких субвертикальных противопотоках достигает 300 м/с. Известно также, что они локальны. Разумеется, в случае попадания в них на куски разваливаются даже такие сверхпрочные истребители, как F-16 (несколько однотипных аварий).

Первый раз в слабой форме такого эффекта автор вестибулярно прочувствовал на себе при обрушении с нескольких метров на бетонку (при взлёте) самолета Як-18 (1945 г.). Второй раз, в более серьёзной форме, пришлось ощутить мощь воздействия аномального процесса в ходе поисков месторождений урановые руд при низком (до 200 м) полёте Ан-2 (1955 г.)[5]. Тогда, в течение 10 секунд, автор, как и другие четверо членов экипажа, испытал три сильных броска (в потолок, затем на пол, и опять в потолок), приведших к травмам и к прекращению полёта. О подобных событиях с пассажирскими рейсами сообщается в последнее время по несколько раз в год.

Достаточно много аварий на взлётах, когда самолёты по каким-то причинам не набирают должным образом высоту. Такие катастрофы обычно списываются на перегрузку, на плохое качество топлива и пр.

Но особую опасность относят к случаям внезапного образования тумана, когда экипажи вынуждены вести и сажать самолёты и вертолёты практически вслепую. Здесь же обычно происходит отклонение от курса, что при пересечённом и горном рельефе приводит к трагедиям, как это недавно было в Турции.

Правомерен вопрос, — с каких позиций понимания строения Земли и физики ее атмосферы рассматриваются до сих пор самые различные аварии авиатехники? Ответ однозначен — только с позиций однородной и пассивной окружающей среды, то есть упомянутой выше концепции «каменной тверди». Примеров предостаточно, поскольку даже «воздушные ямы» и туман считаются до сих пор явлениями случайными. Смысл этот автору стал понятен при анализе характерной катастрофы Ту-134 под Иваново в 1992 г.

Дело в том, что ещё при изучении трассы известного «Ивановского смерча» (1984 г.) нами было установлено, что этот смерч возник при гравитационно-магнитной активизации одноимённого разлома. По траверсу этого разлома смерч проследовал на расстоянии около 30 км. По этому же разлому через 8 лет шел на посадку тот Ту-134.

Правомерно возражение — почему же под Иваново самолёты не бьются каждый день?

Ответ таков: не бьются потому, что в основное время тот же разлом остается неактивным. Доказательством же его активизации в момент посадки Ту-134 являются именно факты возникновения «вдруг» тумана и потеря 300 м высоты, в результате чего самолёт стал «стричь» верхушки деревьев[6].

Подобных фактов множество. Одним из наиболее ярких является гибель Ту-154 при заходе на посадку под Иркутском в 2001 г. В этом случае имеются все признаки наличия аномальной ситуации, включая потерю нормальной аэродинамики (самолет плашмя падал с высоты 800 м), поворот самолёта на 180° и явный психоз членов экипажа. Но и в этом случае Госкомиссия всё списала только на «человеческий фактор». Вот фрагмент материала из «Комсомольской правды» от 5 июня 2001 г., вторая стр.: «Первой об аварии сообщила жительница деревни Бурдаковка, что в 35 км от Иркутска. В ту ночь ей не спалось, и женщина вышла во двор, увидела мигающие огоньки. А потом раздался взрыв и взметнулся столб пламени. Ошарашенная происходящим она тут же вызвала пожарных. Самолет рухнул на колхозное поле в 5 км от Бурдаковки. Накануне здесь прошел сильный дождь. Земля раскисла. Поэтому сходу машинам до обломков было не добраться». И первое и второе выделения в цитате — также признаки локального аномального процесса.

Наши попытки обратить внимание экспертов на признаки наличия «нестандартных» обстоятельств в таких случаях до сих пор остаются без ответа (Приложение 1). Среди них, например, такие, как совмещение во времени авиационной катастрофы с аномальными наземными, или горно-геологическими событиями, как это было в случае гибели под Междуречинском аэробуса А-310 (1994 г.), где атмосфера была деформирована гравитационной воронкой до высоты 20 км (Приложение 2). То же можно говорить о катастрофе «Руслана» в Иркутске в 2000 г.

Итак, абсолютно преобладающее время (и пространственно) в атмосфере существуют безопасные штилевые условия, при которых авиационные катастрофы происходить не могут. Однако в некий момент в определённом месте возникают аномальные условия, формирующие комплекс сильных воздействий, работающих кумулятивно. Попадание самолёта в такие условия обычно кончается катастрофой с любыми, перечисленными выше, признаками (механическими, электрофизическими, патологическими). Из них до сих пор самым трудным для понимания в авиации остается локальный гравитационный эффект. Причина непонимания — отсутствие прямой инструментальной его регистрации. К тому же расходятся описания этого эффекта по косвенным признакам. Например, петербургский профессор Е.И. Боровков называет подобный эффект «чёрной дырой». Однако такое представление весьма удалено от реальной физики наблюдаемых явлений.

В действительности, в первую очередь это локальное возмущение вариаций поля силы тяжести g, фиксирующееся в структурах земной коры (в первую очередь сопряжений глубинных субвертикальных разломов, положение которых фокусирует упоминаемый «прожекторный» или «лазерный» эффект). Силовое физическое воздействие аномального процесса на воздух атмосферы, приводит к возникновению упомянутых противопотоков, в которых аэродинамика летательных аппаратов нарушается полностью. Здесь возможны любые варианты потери высоты, включая горизонтально ориентированное падение. Классический пример — исчезновение эскадрилий истребителей ВВС США в Бермудском Треугольнике, обнаруженных позже на морском дне в строю полёта.

Обязательным следствием гравитационной аномалии является туман и другие эффекты с необычным помутнением атмосферы, нарушением радиосвязи, искажением показаний бортовых приборов. Ценная информация (к сожалению малоизвестная) была получена при перелёте двух наших стратегических бомбардировщиков с Кубы через Атлантический океан в 1974 г. Самолёты летели один за другим с интервалом примерно 15 км. Вдруг с первого предупредили о какой-то особой опасности, и связь оборвалась. Источник информации, прапорщик Олег Голубков, летевший на втором самолёте, потом доверительно (в условиях особой секретности) рассказал сотруднику Института физики Земли АН СССР Евгению Барковскому, что при подлёте к месту потери связи вдруг всё заволокла желтая пелена, возник сильный свист в ушах, головная боль и чувство безотчётного страха. Началась сильная болтанка, вернее, при большой скорости горизонтального полёта прошла серия вертикальных ударов, приборы показывали, не поймёшь что.

Через какое-то время всё успокоилось, и связь восстановилась. Подобное пережил и ведущий экипаж. причем оба самолета потеряли более половины высоты.

Такая информация сама по себе вещь редкая. Редкая потому, что самолёты и люди при подобного рода воздействий обычно гибнут. Мало чего дает и расшифровка «черных ящиков», от которых практически не остаётся ничего. Вспомним в связи с этим ещё одну, наиболее загадочную катастрофу — рейс № 3949 Ту-154, Сахалин-Улан-Удэ (1996 г.). Его вертикальное падение было столь стремительным, что от самолёта и от пассажиров практически не осталось ничего. Да и искали этот «борт», сильно отклонившийся от курса, двенадцать суток, подозревая даже «угон».

А самолёт этот упал в зоне малоизвестного, но весьма активного современного разлома. О местах, где он проходит, среди авиаторов давно уже идёт плохая слава из-за часто случающихся там сильных болтанок. Кстати, и в этом случае расследовавшая катастрофу Госкомиссия не обратила никакого внимания на информацию упомянутого Евгения Барковского, настаивавшего на геофизических первопричинах случившегося.

И совсем парадоксальный случай — нелепая гибель трех Су-27 эскадрильи «Русские Витязи» в 1999 г. при их перелёте в Камрань (Вьетнам). Поскольку их вел базовый лидер, а на трассе возник туман, то реализовалась наиболее уязвимая, со стороны внешних воздействий, ситуация с потерей радиосвязи. В результате трое ведомых врезались в первый же выступ рельефа.

Таким образом, мы ещё раз возвращаемся к реальным причинам всех, и авиационных в частности, технологических аварий. Причины эти — высокоорганизованное (а не «безответная каменная твердь») строение Земли и очень «тонкая», в связи с этим, динамика атмосферы. Оказалось, что мы живём не только в «материальном мире». Материальное, безусловно есть. Иначе бы не было упомянутой «каменной тверди». Но это не главное. Главное оказывается в том, что на первом месте стоит энерго-информационно-резонансное мироздание, что заставляет полностью пересмотреть всё. Тем более все технологии, которые долго нарабатывались только для фоновых условий «безответной каменной тверди»[7].

Бороться с комплексными кумулятивными воздействиями на современном уровне техники невозможно. Но можно локальный аномальный процесс сделать «видимым», что позволит не взлетать в момент его возникновения, не делать посадку, а в полёте — отворачивать самолёты в сторону. Эти приёмы уже обсуждались и в ГлавКосмосе, и в МАКе (Приложение 3). Задержка в реализации всё та же — традиционное упование на «безответную каменную твердь», которой в действительности и близко нет. Так что остается незамедлительно изменить понимание вмещающего нас высокоорганизованного мира и реализовать уже достигнутое.

Дополнительная информация. Поскольку рассматриваемый аномальный процесс затрагивает все природные и технологические системы, то его более подробное описание выполнено для понимания механизма землетрясений, формирования смерча, бурь, гроз и других явлений в сотнях публикаций. Среди крупных технологических аварий наиболее показательной (в части организации аномального процесса) является Чернобыльская катастрофа, список публикаций только по которой оценивается десятками. Учитывая сказанное привести весь список публикаций затруднительно, поэтому мы даем ссылки только на некоторые обобщающие работы:

1. Яницкий И.Н. Гелиевая съёмка, «Недра», М., 1979.

2. Комаров В.Н. Раздумья о великих принципах науки и их особой роли в познании окружающего нас мира / Интеллектуальный мир, № 15, М., 1997.

3. Яницкий И.Н. Физика и Религия. Изд. «АГАР», М., 1998.

4. Яницкий И.Н. Живая Земля, «АГАР», М., 1998.

5. Яницкий И.Н. К тайне Всемирного потопа. Физика и механизмы процесса, «ГЕЛИОС», М., 2001.

6. Копылов И.П. Геоэлектромеханика, 2-е изд., МЭИ, 2002.

Приложения:    1. Копии материалов, рассылавшихся ранее в руководящие инстанции, и оставшиеся без ответа — 3 листа;

2. Копия публикации газеты Труд «Удар ползущей змеи»

3. Копия публикации газеты МК «Как не погибнуть в пятом океане» от 02.10.2001 г.

Руководитель Центра                                                                   И.Н. Яницкий

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 2

УДАР "ПОЛЗУЩЕЙ ЗМЕИ"

Неожиданная версия авиакатастрофы

Газета "Труд", 26.05.1994.

Прошло уже два месяца с тех пор, как в тайгу под Новокузнецком рухнул аэробус А-310, сорвавшийся с высоты 10100 метров. Эхо трагедии выплеснулось на страницы газет многочисленными версиями, призванными объяснить причины случившегося. Какие предположения только не выдвигались!

Диверсия, столкновение с чужеродным телом, технологические неполадки, один из членов экипажа дал "порулить" своему сыну... Все с нетерпением ждали официальных итогов расследования. Но время шло, а специальная комиссия не спешила с выводами. Они, собственно, не оглашены до сих пор.

Чем можно объяснить эту затянувшуюся паузу? Возможно, эксперты комиссии столкнулись с фактами, которым не нашлось разумного объяснения? Что ж, в этой катастрофе действительно много странностей. Вот и генеральный директор "Российских авиалиний" Валерий Эскузян признает: "Мне. как пилоту с 29-летним стажем, знакомому с этими машинами, ясно одно: техника вела себя в этом случае ненормально..." А специалисты Центра прогнозов (НИИ Управления Минэкономики России), занимающиеся изучением и прогнозированием катастроф, передали в редакцию газеты "Труд" документы, позволяющие увидеть причины трагедии совершенно в новом свете. Мы встретились с руководителем лаборатории гелиометрических и прогностических исследований И. Яницким и попросили его подробнее рассказать об этой версии.

— Мы, собственно говоря, занимаемся изучением геофизических процессов в земной коре, — говорит Игорь Николаевич. — И зона Междуреченского разлома (где упал аэробус А-310) давно находится у нас под контролем. Дело в том, что там время от времени наблюдается малоизученное еще пои родное явление, сопровождающееся гравитационными, электромагнитными, акустическими и сейсмическими аномалиями. В научной литературе этот процесс был описан американским сейсмологом X.Канамори, назвавшим его "ползущая змея", или "тихое землетрясение". Вспомните серию взрывов метана на шахте им. Шевякова (Междуреченск), приведших к гибели шахтеров. Это проявил свой норов "ползущий дракон". А теперь вот, похоже, он дотянулся и до аэробуса...

Пусть это не покажется вам странным. Дело в том. что "тихое землетрясение" сопровождается искажением всех сред, в том числе и воздушной. Это проявляется в формировании над "логовом змеи" мощных циклонов или антициклонов, а в крайнем проявлении — возникновении так называемых "атмосферных взрывов", которые в свое время подробно описал японский метеоролог А.Фудзита.

Во время "атмосферного взрыва" образуется нисходящий воздушный поток, двигающийся со скоростью сотни метров в секунду. Самолет, попавший в такую ловушку, буквально проваливается к земле. Нечто подобное наблюдалось над Междуреченском в день гибели А-310.

"Атмосферные взрывы" уже не единожды приводили к авиакатастрофам. Взять хотя бы одну из крупнейших аварий в истории кубинской авиации, когда лайнер "ИЛ-62М" рухнул на поселок Пугардито. Тогда погибли 11 членов экипажа, 114 пассажиров и 26 жителей поселка. Так вот, в момент взлета авиалайнера в конце бетон ной полосы были зарегистрированы внезапно появившиеся нисходящие воздушные потоки, "осадившие" только-только взлетевшую машину.

Что же, по нашему мнению, произошло с А-310? В тот день структура трансмеридионального Междуреченского разлома "засветилась" гребнем высокого давления на уровне пяти километров от поверхности земли и высотным антициклоном на 20 километрах. Над зоной Междуреченска образовался мощный стратосферный вихрь. В этот самый момент самолет, следовавший и Москвы на восток, вошел из области циклона (с центром в районе Салехарда) в антициклональную структуру в районе Междуреченска. Опасности ничто не предвещало, потому что зона антициклона отличается ясной безоблачной погодой, а нисходящий атмосферный вихрь не поддается визуальному наблюдению. Самолет стал проваливаться... Положение могло усугубляться тем, что в зоне таких аномалий, как показывают исследования, обычно нарушается работа электрооборудования и электронных приборов.

Специалисты Центра прогнозов НИИ управления Минэкономики РФ ни в коем случае не стремятся повлиять на результат официального расследования катастрофы А-310. Но просят, чтобы к их мнению прислушались, анализируя показания приборов с погибшего самолета. Ведь если к трагедии действительно причастны "ползущая змея" и Междуреченский разлом, то понимание этого поможет избежать в будущем других, возможно, еще более крупных катастроф.

Между тем специалисты Центра уверены, что "активные зоны планеты" (подобные той. что существует под Новокузнецком) уже послужили причиной множества трагедий. Но каждый раз катастрофы остаются недорасследованными, поскольку все "концы" всегда уходят "в воду", чаще всего в океан. И вот впервые мы получили уникальный шанс расшифровать показания приборов самолета, возможно, "сбитого" геофизической аномалией и упавшего на землю, а не канувшего в пучине "Бермудского треугольника". Воспользуемся ли мы этой возможностью найти истину?

Игорь ЦАРЕВ

Приложение 2

КАК НЕ ПОГИБНУТЬ В ПЯТОМ ОКЕАНЕ

О трагедии в Америке было известно за шесть дней до случившегося

Газета "Московский комсомолец", 2 октября 2001 г.

Мы вступили в эпоху катастроф. Отрицать эту истину возьмется лишь клинический оптимист. И хотя изменить знак времени людям явно не под силу, так уж устроен человек, что сидеть сложа руки, не напрягая интеллекта, он не может.

Всеобщая неустойчивость и ненадежность обитаемого мира особенно остро ощущается, когда мы отрываемся от земли и доверяем себя стихии пятого океана. Вот почему повышенное беспокойство по поводу участившихся аварий и катастроф проявил Межгосударственный авиационный комитет - организация, существующая десять лет и объединяющая все страны СНГ.

На семинар "Новые научные подходы в вопросах прогнозирования и предотвращения аварийных ситуаций в авиакосмическом и ракетном комплексах", состоявшийся недавно, пригласили исследователей самого различного профиля. Специалисты в области авиационно-космической техники, метеорологии, геологии, сейсмологии, информатизации, психологии и энергоинформационного обмена провели нелегкий диалог. Смысл которого очевиден: сообща обдумать, возможно ли повысить безопасность человека летающего.

Между нами, лжеучеными

Неожиданно начал обсуждение старейший участник семинара - вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского доктор технических наук генерал-лейтенант Иван Васильевич Мещеряков. Он выделил два аспекта угрозы существования цивилизации: неразумная деятельность людей и циклы жизни, во многом пока неизученные, Солнечной системы и Галактики. Старыми методами, опирающимися на консервативные представления, эти угрозы не отвести. А над новой наукой, проникающей в ключевые тайны мироздания, нависла старая угроза - со стороны Российской академии наук, организовавшей Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Пасуя перед сложнейшими загадками, которые задает нам природа, РАН торопится обозвать лжеучеными тех исследователей, которые рискуют работать на переднем крае познания. Вот почему опытнейший ученый призвал коллег доводить проверку своих гипотез до экспериментов, заручаться юридически безупречными протоколами, добиваться документально оформленных ответов от тех, кто предупрежден об опасности прогнозом.

- Когда я был членом экспертного совета ВАК по спецтехнике, - раскрыл давнюю "совсекретную" тайну Иван Васильевич, - мы получили устное распоряжение: не принимать к защите диссертации, в которых нарушаются законы физики. А кто эти законы установил? А судьи кто? Не зря Альберт Эйнштейн показал им всем язык. Благодаря ему мы понимаем относительность, казалось, вчера еще незыблемых истин. Имея неоспоримые документы, мы сможем противостоять кампании, стремящейся закрыть новые поисковые направления в науке.

Убийца-чирей даже не прячется

- Коренное убеждение Вернадского, ставшее его завещанием: изучайте гелий и дыхание Земли, - с этих слов начал рассказ о своих исследованиях Игорь Николаевич Яницкий, кандидат геолого-минералогических наук, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических прогнозов.

За долгие годы исследований Яницкий доказал: именно гелий выявляет разломы земной коры, гораздо отчетливей чем любые геофизические методы. А структурные поля распределения гелия подобны структуре активных областей Солнца. Выходит, Земля жестче, чем прежде полагали, связана со светилом. А атмосферные процессы определяются динамикой земной коры. Вот почему атмосфера оказалась объемным критерием того, как образно выразился Игорь Николаевич, энергетического чирья в недрах Земли, готового прорваться землетрясением, тайфуном, взрывом метана в шахте или иным катаклизмом. Где именно - указывает гелий.

Как назло, цивилизацию всегда притягивают эти потенциально опаснейшие энергетические чирьи Земли. На них выстроены почти все атомные станции. Понять, когда и где в очередной раз шарахнет, можно только через изучение атмосферы.

Один из таких зловещих разломов проходит под Иркутском, как раз пересекая взлетно-посадочную полосу аэродрома. Три громкие, имевшие большой общественный резонанс авиакатастрофы под Иркутском: одна произошла в 70-е годы, "Руслан" разбился в декабре 1997 года, Ту-154 - в июле нынешнего, - детально расследовались, но почему-то никто не сообразил связать их между собой. Хотя даже ребенок мог бы увидеть закономерность в том, что трижды самолеты гибнут в одном и том же месте. А в каждом конкретном случае нашли виновных. Но не пилоты, связисты, техники или авиадиспетчеры виноваты в том, что в зоне геологического разлома возникают гравитационные ямы. Попал в нее самолет - беда почти неминуема. А как именно она реализуется - войдет ли лайнер в штопор, загорится ли электропроводка или поведение экипажа станет неадекватным, - не суть важно. Все равно убийцей окажется разлом. Если это признать, и невинных наказывать не придется, и, что еще важней, удастся не допускать новых трагедий.

Конечно, переносить иркутский аэродром из "гиблого" в другое, более безопасное место - затея немыслимо дорогостоящая. А вот оснастить его и подлетающие к Иркутску самолеты приборами, предупреждающими о возможности активизации глубинных процессов в геологическом разломе, задача решаемая.

Не ругайте космонавта

О том, что Земля изменчива и подвижна, сообщил инженер-космонавт, Герой России Павел Владимирович Виноградов. Оказывается, космонавты фиксируют провалы корабля на околоземной орбите на сотни метров, пролетая над такими сильными зонами аномалий, как Курская, Аргентинская или Гренландская. Масса всех океанов сопоставима с массой земной коры, но она нестационарна. И подвижность ее ощутимо влияет на самочувствие космонавтов.

Положено спать восемь часов в сутки - только отдохнувший организм способен справляться с физическими и психическими нагрузками на орбите. Даже если эти восемь часов предоставлены, человек может не отдыхать - обдумывать тревожащие его проблемы или не суметь воспользоваться отдыхом вроде бы беспричинно: не идет сон, и все. А назавтра он допускает глупую ошибку, которая представляет угрозу для жизни. И никто ничего не может поделать - считается, раз было предоставлено восемь часов для сна, все в порядке. Связи же ритмов организма и ритмов планеты остаются плохо изученными.

Павел Владимирович откровенно привел пример собственной необъяснимой ошибки, связанной с забывчивостью: забыл отвинтить крышку пиропатрона - потом едва удалось отстыковать корабль от орбитальной станции. Ну ошибся - получил свое. Благо корабль все же отделился от станции, и все обошлось. Но в чем причина странной забывчивости? До этого никто не докапывался. Потому что до сих пор не укоренилась у нас убежденность: человек - часть биосферы и ведет себя в соответствии с ее ритмами. Учетом которых мы чаще всего пренебрегаем.

Не пролетайте над эпицентром

Прокладывая трассы авиарейсов, естественно, стараются избегать мест повышенной опасности - скопления грозовых туч, очагов зарождения воздушных вихрей. Оказывается, к зонам повышенной воздушной опасности следует отнести и районы землетрясений. Риск попадания в них особенно высок еще и потому, что опасность нарастает до землетрясения, о котором порой никто не догадывается.

Об этом рассказал Игорь Владимирович Ананьин, действительный член Российских академий естественных наук и космонавтики им. К.Э.Циолковского, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Объединенного института физики Земли РАН.

Число фиксируемых аварийных ситуаций нарастает по мере приближения землетрясения. За день до стихийного бедствия оно становится в 100 с лишним раз больше, чем в обычные дни.

С чем это связано? Механические напряжения, накапливающиеся в земной коре перед землетрясением, сопровождаются ростом напряженности электростатического поля. Причем чем ближе к будущему эпицентру, тем больше. Если средняя напряженность составляет 120-140 вольт на метр, то за день до катаклизма - несколько сотен тысяч вольт на метр. Это даже видно невооруженным глазом: начинают светиться горы, земля, электропровода, искры сыплются в радиусе до двух сотен километров. В момент толчка над эпицентром на несколько секунд возникает ярчайшая вспышка.

Летать в столь наэлектризованной атмосфере чрезвычайно опасно: ведь сильное электростатическое поле вырубает все электросистемы, в том числе бортовые компьютеры, связь. В 1977 году за день до землетрясения в Бухаресте вышли из строя все ЭВМ.

Как распределяется электропотенциал по высоте, точно неизвестно. Изучены только нижние 7-8 километров. Но военные самолеты летают на высотах, превышающих 20 км. Можно предполагать, там плотность ионов гораздо более высокая.

Проблема в том, что многочисленные предвестники землетрясений ненадежны - они далеко не всегда срабатывают. Поэтому исключить из графиков полетов кануны катаклизмов пока невозможно. Как же обезопасить экипажи и пассажиров в эти опаснейшие дни?

Пока предложение такое: замерять электростатические потенциалы хотя бы над аэродромами, особенно в сейсмоопасных зонах, а еще лучше - ставить специальные приборы и на самолеты. Если напряженность достигает 400-500 вольт на метр высоты, требуется срочная посадка - полет в таких условиях слишком рискован.

В канун землетрясения многие животные, как известно, покидают свои жилища. Обезьяны, на которых ставили специальные опыты, перед стихийным бедствием становятся как никогда прежде раздражительны и даже агрессивны. Предельное возбуждение психики наблюдается перед самым землетрясением.

Игорь Владимирович за сорок лет научной деятельности изучил 18 катастрофических, силой 8-11 баллов, землетрясений. Собранные им материалы убеждают: максимальные толчки сопровождаются пиками гипертонических кризов, инфарктов, обострением психических болезней, вспышками эпидемий.

Если прогнозы сейсмических разрядок Земли нам пока недоступны, распределение вольтажа по высоте замерять реально. Одно это может стать спасением для тех, кого стихия застала в небе.

Рождаются мастера шишковидения?

Тему воздействия на людей не только землетрясений, но и различных аномальных зон развил Евгений Георгиевич Шеламберидзе, кандидат военных наук, председатель совета фонда "Геостратегия и технологии XXI века".

В аномальных зонах выделяется не только гелий, но также метан и много других аэрозолей. Земля сбрасывает избыточную энергию в различных формах. В одних местах происходят выбросы, в других поглощение энергии. То есть Земля дышит. В местах выбросов меняются время, гравитация, параметры электростатического и электромагнитного полей. Пространство либо уплотняется, либо разрежается. Эти выбросы наблюдаются в моменты ускорения и замедления вращения Земли.

Инженерные конструкции порой просто рассыпаются. Так, в Спитаке был дом, буквально разрезанный пополам землетрясением (даже сервант оказался располовинен), причем одна его половина рассыпалась в пыль. Это означает, что землетрясение - не только колебание земной коры, но, прежде всего, мощные энергетические выбросы. Образующиеся при этом поля кручения разрывают материал на уровне молекул.

Человек, оказываясь в таких местах, испытывает огромные нагрузки. Меняются состав крови, химизм всех систем организма, психика. Летчик может неадекватно реагировать на показания прибора. Это не ошибка, а считывание информации в измененном состоянии сознания.

Динамика аномальных зон сильно интенсифицировалась в последние десятилетия. Что связано с космофизическими факторами. В марте нынешнего года на Солнце произошла смена магнитных полюсов. Подобный процесс протекает на всех планетах Солнечной системы. В том числе на Земле. Геомагнитный полюс за последнее десятилетие сместился на 180 км к югу. К 2011 году процесс переполюсовки на Земле завершится. При этом биосфера переходит на совершенно иной режим существования. Через аномальные зоны выбрасываются огромные массы энергии. И смещается та частотная ниша, к которой приспособился организм человека. Он вынужден быстро меняться.

На наших глазах рождается новое поколение детей, резко отличное от всех предыдущих. Дети зачастую умеют читать любой частью тела. Включается в работу эпифиз - шишковидная железа, играющая роль локатора. Правое полушарие порой воспринимает информацию, как дисплей. Ясновидение становится нормой. Многие улавливают предсигналы от еще не произошедших событий.

Новая, формирующаяся на наших глазах реальность требует интеграции множества разнородных знаний. В том числе и проблема безопасности уже не может быть решена в рамках прежних представлений о мире.

Он спас дагестанских допризывников

Самой большой сенсацией семинара стало выступление Виктора Тимофеевича Новичкова, академика Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, эксперта по раннему дистантному диагностированию авиационно-космической техники. Практика, о которой он сообщил, вряд ли может быть отнесена к научной деятельности: результаты едва ли повторят другие независимые исследователи. Но тем не менее факты реальны. И даже если мы не способны сегодня объяснить их природу, вовсе не значит, что не следует использовать уникальные возможности Новичкова. Кто этого не понимает и спешит объявить подобную деятельность лженаучной, на мой взгляд, просто обязан вывернуть у себя дома пробки из электрощитка и не пользоваться ни телевизором, ни холодильником, ни стиральной машиной - ведь природа электричества тоже до сих пор достоверно не объяснена.

Итак, вот факты, сообщенные В.Т.Новичковым.

10 сентября 1998 года российские космонавты должны были выйти в открытый космос. За 12 дней до этой даты эксперт сообщил заместителю руководителя полетов Виктору Дмитриевичу Благову: существует опасность выхода из строя замковых соединений. Кроме того, в 16 час. 23 мин. откажет один из блоков компьютерного управления - Новичков назвал пятизначный номер этого блока. 10 сентября выход в открытый космос был отменен - забарахлили замковые соединения. А ровно в 16 час. 23 мин. остановился бортовой компьютер. Когда космонавты приступили к расследованию причин отказа, из Центра управления полетами им сообщили: начинайте поиск с такого-то блока - передали пятизначный номер. На орбите тотчас выявили неполадку в указанном месте, сэкономив время, необходимое для проверки других блоков, и дорогостоящее горючее.

В апреле 1999 года на орбитальной космической станции обнаружилась утечка - давление падало на одну атмосферу в сутки. Космонавты измучились искать дырку: грешили на стенку станции, толщина которой всего 3 мм. Новичков интуитивно считал информацию - он "увидел", как командир экипажа отыскал прохудившийся штуцер в одном из узлов переходного отсека. Именно командир и отыскал этот штуцер, отверстие оказалось диаметром 250 микрон.

За три недели до старта американского беспилотного космического корабля "Титан-4" Виктор Тимофеевич сообщил нашим военным: на 38-й секунде из-за вибрации произойдет короткое замыкание и выйдет из строя бортовой компьютер, на 40-й секунде произойдет отклонение ракеты от вертикали, на 45-й секунде "Титан" взорвется. Руководство к прогнозу не прислушалось и предупреждать американцев не стало: ссылка на интуицию некоего Новичкова показалась слишком слабой мотивацией. Но катастрофа произошла точно в соответствии с расписанным по секундам сценарием.

22 ноября 2000 года Новичков передал информацию в КБ им. Сухого: полет "СУ-32", пилотируемого летчиками Вотинцевым и Соловьевым, намеченный на 29-е число, может оказаться трагическим - на стойке шасси под левым крылом трещина. Вскоре генеральный директор КБ М.А.Погосян поблагодарил за помощь: действительно, в левой стойке нашли трещину.

О гибели "Руслана" в Иркутске Новичков предупредил одного из авиационных генералов за два месяца до трагедии.

Я привел лишь часть сведений, представленных экспертом. Другие не менее впечатляющи. Виктору Тимофеевичу сделали резонное замечание: все это звучало бы куда более убедительно не из ваших уст, а от человека скептического ума, который мог бы подтвердить хотя бы один из названных фактов.

И такое подтверждение последовало. Встал полковник Андрей Николаевич Гусев, старший эксперт Службы безопасности полетов государственной авиации Министерства обороны РФ. 5 сентября он принял телефонограмму от Новичкова и официально зарегистрировал ее в вахтенном журнале. Через 6 дней, то есть 11 сентября, должен, по сообщению Новичкова, произойти массовый угон самолетов, который приведет к большому числу человеческих жертв. Где именно? - уточнил полковник Гусев. Где-то далеко на Западе, ответил Новичков. В Германии или еще западнее? Точнее указать не могу. Ну, тогда я записываю: в Германии.

Спросили Виктора Тимофеевича и о том, может ли он только предсказывать катастрофы или каким-то образом воздействовать на события с целью их недопущения или хотя бы коррекции ситуаций?

В отдельных случаях удается блокировать летальные исходы. Так, 21 июня прошлого года в районе Астрахани потерпел аварию "ИЛ-76" с допризывниками из Дагестана на борту. За неделю до события Новичков "увидел" пылающий в небе лайнер. Усилием воли эксперт сменил "картинку" - заставил себя увидеть "ИЛ-76" приземлившимся на бетонную полосу. Правда, при этом обозначились несколько сломанных ног. Действительно, самолет сел на брюхо и загорелся лишь после того, как все двести человек выпрыгнули из машины. 18 человек сломали лодыжку правой ноги. Зато все живы.

Конечно, сомнения в достоверности подобных утверждений закономерны. Но чтобы их снять, сообщения Новичкова следует систематически проверять. Не обличать эксперта в лженаучности, а документировать и проверять его прогнозы. Если окажется, что оправдываемость их высока, Новичкова, на мой взгляд, следует признать национальным достоянием России и законодательно оградить от нападок отставших от жизни ревнителей марксистско-ленинской философии. Пусть Виктор Тимофеевич спасает жизни авиапассажирам, летчикам, космонавтам. А уж как он это делает, ученые со временем разберутся. Без помощи некоторых "больших" академиков, считающих себя единственными хранителями истины.

Савелий Кашницкий

 



[1] Гелиеметрические исследования выполнялись в десятках организаций Мингео СССР и Академии Наук. Центром работ была гелиевая лаборатория ВНИИ минерального сырья Мингео СССР — головной организации по обеспечению урановой рудой как военной, так и энергетической программ.

[2] В этой, наиболее трудной, части исследований особое значение имели результаты работ физика гелиевой лаборатории ВИМСа Эдуарда Владимировича Бородзича.

[3] Подробнее в цитируемой литературе.

[4] Пониманием реальных атмосферных процессов автор обязан метеорологу старшего поколения Рустему Фатыховичу Усманову и ведущему специалисту Гидрометцентра Нине Сергеевне Шаповаловой.

[5] Подробнее в цитируемой литературе.

[6] На наше подробное описание ситуации той катастрофы (включая аномальную психофизику жителей Иваново начавшуюся ещё за сутки перед смерчем), переданное в Министерство авиации, ответа не последовало.

[7] Получением объёмного мировоззрения автор обязан астрофизику АН СССР Якову Гершковичу Бирфельду и специалисту-солнечнику Пулковской обсерватории Галине Яковлевне Васильевой.

Hosted by uCoz